БАК заработал после года простоя

20 ноября впервые после 14-ти месяцев ремонта и модернизации, специалисты CERN пустили пучок протонов по большому 27 километровому радиусу в одном направлении. Этот пучок был погашен и 21 ноября был запущен пучок в противоположном направлении. Эксперимент, по сообщению представителей CERN в своем микроблоге, прошел в штатном режиме. После несколько миллионов тестовых витков в каждом из направлений коллайдер был запущен на разгон пучков в противоположных направлениях одновременно. Все четыре детектора, установленных на БАК, успешно регистрируют поток протонов.

Планы на остаток 2009 года

Сейчас БАК разгоняет протоны до энергий порядка 450 ГэВ (без использования ускорителей-магнитов большого радиуса, ибо до такой энергии разгоняет протоны предыдущая ступень — протонный синхротрон). Следующими этапами работы CERN будут проведение экспериментов по столкновению протонов с энергией 450ГэВ и пробное повышение энергии до 1.1 ТэВ, что вероятно будет где-то в середине декабре. Повышение энергии до 3.5 ТэВ в 2009 году производиться не будет, с целью максимально обезопасить процесс запуска коллайдера. Приблизительно 17 декабря коллайдер будет остановлен на рождественские каникулы (да-да, у учёных тоже бывают каникулы).

Планы на 2010 год

В 2010 году планируется снова запустить коллайдер (7 января). И после подготовительных работ и проверок вывести его на мощность 3.5 ТэВ. После чего запланировано 3 месяца экспериментов с протонами с энергией 3.5 ТэВ (февраль-май), вывод на энергию 4-5 ТэВ и 5 месяцев экспериментов с энергией 4-5 ТэВ (июнь-октябрь). В конце года будет выключен протонный пучок, настройка работы с пучками ионов свинца и 1 месяц работы в режиме ион-ионных столкновений (ноябрь-декабрь).

Именно начиная с 3.5 ТэВ (при соударении двух протонов с такой энергией получается общая энергия взаимодействия 7 ТэВ) учёные ожидают самых «вкусных» результатов проводимого эксперимента. А именно — расчитывают найти новые частицы участвующие в сильном взаимодействии (в том числе и бозон Хиггса). Ожидается, что первые данные, которые будут накоплены детекторами, будут обработаны не ранее середины 2010 года. Так что с открытиями новых частиц, которые нужно будет еще повторять и кропотливо проверять, придётся ждать ещё довольно долго.

Детали

Одна из проблем, которая существует сейчас и которую необходимо будет решить специалистам CERN — это время жизни одного протонного пучка. Сейчас оно составляет порядка 30 минут. Для осуществления экспериментов на максимальных энергиях 7 ТэВ необходимо довести его примерно до 10-12 часов.

Но есть и приятная новость. Система обнаружения и предотвращения отклонений пучков частиц QPS (Quench Protection System), на монтаж которой и было потрачено 14 месяцев с последней аварии в сентябре 2008 года, успешно работает. Во время тестового запуска пучок протонов коснулся одного из магнитов. QPS сразу же штатно отключила его электропитание и вывела из сверхпроводящего состояния, чтобы исключить поломку. Подобный инцидент задержал плановые работы приблизительно на полчаса. Однако он показал, что система безопасности теперь более совершенна, и она не допустит выведения из строя магнитов, как это было сентябре 2008 (напомню, что следствием этой аварии был выход из строя одного из магнитов и тонны жидкого гелия вылившегося в тоннель).
23.11.2009 13:35