С 1 сентября рекламные перетяжки станут вне закона

С 1 сентября размещение транспарантов-перетяжек над проезжей частью в населенных пунктах станет незаконным, следует из утвержденных Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) изменений в отраслевой ГОСТ по наружной рекламе.

Только в Москве владельцы перетяжек заработали в прошлом году около 2,55 млрд. руб. Нововведения касаются только вновь устанавливаемых рекламоносителей, уточняют в Ростехрегулировании. Однако участники рынка опасаются действий ГИБДД, которая в последние два года через суды активно добивается сноса не соответствующих отраслевому ГОСТу рекламоносителей, – пишет «Коммерсантъ».

Изменения в ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений» утверждены приказом Ростехрегулирования N 117-ст от 24 марта 2009 года. Как утонили «Ъ» в агентстве, еще в прошлом году в рамках реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» были проведены исследования, как влияют рекламные конструкции на психофизиологическое состояние водителя, их результаты и стали основой для подготовленных изменений в отраслевой ГОСТ.

Изменения вступают в силу с 1 сентября. Действующая редакция ГОСТа запрещает устанавливать рекламоносители на аварийно-опасных участках дорог и улиц, на железнодорожных переездах, в туннелях над путепроводами и так далее. С осени нельзя будет устанавливать конструкции также на разделительных полосах, в пределах границ транспортных развязок и наземных пешеходных переходов. Наконец, до сих пор ГОСТ разрешал размещать над проезжей частью и обочинами дорог в жилых зонах перетяжки. С сентября это норма отменяется.

Именно запрет на транспаранты-перетяжки опрошенные «Ъ» специалисты назвали наиболее важным нововведением в ГОСТ. Агентство «ЭСПАР-Аналитик» оценило доходы от размещения транспарантов-перетяжек в 2008 году только в Москве примерно в 2,55 млрд. руб. (около $100 млн.). Объем всего столичного рынка наружной рекламы в прошлом году достиг 23,7 млрд. рублей.

Сейчас действующему с 2005 года отраслевому ГОСТу, по оценке «ЭСПАР-Аналитик», не соответствует до 80% всех из более 250 тыс. рекламных поверхностей по всей стране. Согласно вступившему в силу закону «О рекламе», рекламные конструкции и их размещение должны соответствовать техническому регламенту, который до сих пор не принят. В отсутствие техрегламента ГОСТ носит добровольный характер, за исключением тех его положений, которые затрагивают защиту жизни, здоровья физических лиц и любого имущества.

Нововведения в ГОСТ не сделают с сентября все существующие перетяжки незаконными, надеются их владельцы. «Отдельные претензии к размещению перетяжек были и раньше, их число не должно возрасти», – полагает гендиректор компании «Виатра» Сергей Субботин. «В соответствующем приказе Ростехрегулирования прямо говорится, что изменения утверждаются для их добровольного применения», – обращает внимание заместитель гендиректора «Мосгоррекламы» Данил Першин. Изменения в ГОСТ распространяются только на вновь устанавливаемые рекламные конструкции, уточнили «Ъ» в Ростехрегулировании.

Впрочем, ключевой тут будет позиция ГИБДД, неофициально признают участники рынка. В последние два года Центр оперативного реагирования и специальных мероприятий в области обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ в массовом порядке требует от операторов сноса рекламных конструкций, которые, по мнению ГИБДД, не соответствуют отраслевому ГОСТу. С октября 2007 года центр подал в арбитражный суд Москвы 26 исков к операторам News Outdoor, Gallery, «Анко», Simon / Clear Channel, «Расвэро», «Реклама-Сервис» и другим. В большинстве рассмотренных дел суд признал правоту центра. С этим согласились апелляционная и кассационная инстанции. При этом еще два года назад ГИБДД согласовала установку оспариваемых рекламных конструкций, отмечают и участники рынка, и в столичном комитете рекламы.

Вчера в ГИБДД не ответили на запрос, как ведомство намерено толковать измененный ГОСТ.

25.08.2009 14:07